Я продолжаю отвечать на ваши вопросы, заданные в анкете «Что вы хотите узнать о своем ребенке?»
«Решение конфликтных ситуаций с ребенком. Когда надо проявить твердость, а когда мягкость?»
В любом возрасте для детей важна предсказуемость реакции родителей. Если вы вчера были ласковы, а сегодня вдруг проявляете в тех же условиях жесткость – это совсем непедагогично и неэффективно.
Давайте еще определим, что значит мягкость и твердость касательно воспитания детей.
Как вы разговариваете?
Эти термины характеризуют в первую очередь голос.
Дети очень хорошо чувствуют контекст сообщения. Даже если вам кажется, что вы высказываете твердое решение, при этом в голосе есть нотки сомнения, или истеричности, или задумчивости, то для ребенка это – не решение. Это просто звуки. И если ребенок сейчас не настроен вас услышать, то сколько бы он не слушал, результата не будет.
Твердое решение высказывается голосом спокойным, четким, в убедительных, а не вопросительных интонациях. То есть не: «Ну что, идем домой?», а «Сынок, через 3 минуты мы уходим».
Как заполучить внимание ребенка?
Опытные воспитатели в детских садах делают так.
Подходят к ребенку.
- Садятся, чтобы глаза были на одном уровне.
- Берут ребенка за руку или прикасаются к его плечу.
- Ждут пару секунд, пока взгляд ребенка сконцентрируется на лице воспитателя.
- И только тогда спокойным тоном говорят то, что нужно было.
То есть важен контакт: эмоциональный и физический.
Мягкость предполагает возможность компромисса. Имейте в виду, что дети знают об этом и не упустят возможность показать, что у них есть тоже право слова.
Так когда проявлять мягкость или твердость?
Мое мнение – надо всегда стремиться быть мягкой.
По крайней мере – маме. Это не из серии «плохой полицейский» и «хороший полицейский». Скорее, я про роль мамы в семье: всепонимающая, всепрощающая.
Но, конечно же, это невозможно – всегда быть мягкой и чтобы дети слушались.
«Три китайских предупреждения»
Я обычно использую правило «Трех китайских предупреждений». Уж не помню, откуда такой термин.
Допустим, пора уходить. Сначала, сильно заранее, предупреждаю о том, что через какое-то время мы уходим. Позже таким же ласковым и спокойным тоном, не забывая про физический контакт (допустим, приобнимая ребенка) говорю о том, что осталось 5 минут, и что когда я в следующий раз позову, надо будет сразу собраться и уйти.
В третий раз я привлекаю их внимание. Если нужно – хлопаю в ладоши, если надо – беру за руки. Потом говорю, что прямо сейчас мы собираем игрушки в сумку, берем в гардеробе вещи – куртку и шапку, и идем в машину.
Важно создать для ребенка четкий сценарий действий. Тогда вероятность того, что ребенок вас услышит – выше.
Но, конечно, не всегда есть время для разговоров.
О важности бесед
Мои дети знают, что мама может разговаривать ласково, а может – строго. Я и сама обращаю внимание детей на то, как именно разговариваю. Когда нет возможности делать никакие предупреждения — сразу озвучиваю, что сейчас мама разговаривает строго. Это значит – надо следовать моим словам без обсуждений.
Я сторонница того, чтобы объяснять детям причины поведения и последствиях поступков. Поэтому периодически у нас возникают разговоры о том, что значит строгий голос. Я объясняю, что мама разговаривает сразу строго только в особенных случаях.
Особенные случаи.
Вы вольны сами решать, что для вас – особенный случай. Но, по-моему, обязательно надо обсудить это с детьми. Может, не раз обсудить.
Могу предложить вам несколько ситуаций, в которых однозначно есть повод избавить себя от дополнительных бесед. Вот, когда я считаю себя в праве сразу быть строгой и жду от детей предельного внимания и послушания.
-
В опасной ситуации.
Например, на дороге в качестве пешехода или водителя, входя в лифт.
-
Когда от моего твердого решения зависит работа другого человека.
Допустим, на приеме у врача я не разрешаю детям проявлять характер.
-
Когда у меня нет сил на педагогику.
В этих случаях я предупреждаю сразу – сегодня мама будет строга и маму лучше сразу слушаться. В противном случае я могу сорваться на крик и потом буду сама очень сожалеть. Об этом тоже я говорю детям.
-
Как я уже сказала, после двух «китайских предупреждений».
Пожалуй, я описала все ситуации, в которых, на мой взгляд, мама может вести себя строго. Обратите внимание, не грубо, а строго. Грубость предполагает стремление унизить. Строгость показывает важное значение того, что сейчас происходит.
А когда же можно покричать?
Да, есть еще крик. Это не строгость и не проявление твердости вашего решения. Крик показывает слабость и усталость кричащего. Поэтому не ждите от себя соблюдения облика образцового родителя, если у вас просто нет на это внутренних сил. Ведь быть родителем – это в некотором роде одна из ролей обычного человека, у которого может быть усталость, плохое настроение, неприятности, моральное или эмоциональное истощение.
Если у меня сегодня нет сил на какие бы то ни было игры в идеальных родителей, можно так и сказать детям – « Я устала, не могу, я вам завтра помогу. Сегодня – будете, детки, сами себе родителями». Такое бывает.
Заодно проверите самодисциплину.
![](https://www.natalubina.ru/wp-content/uploads/2023/12/new-oform-2023.png)
Чтобы помочь вам провести важный разговор, я подготовила интерактивный план, где вы можете самостоятельно выбирать каждый следующий шаг.